АО «ХТЗ» постоянно совершенствует конструкции выпускаемых тракторов. За последнее время их внешний вид стал более современным, а труд операторов — более комфортным.
Наряду с расширением гаммы применяемых двигателей мощностью от 175 до 240 л.с., усилены КПП колесных тракторов. Существенно расширило функциональные возможности тракторов ХТЗ внедрение новых гидросистем. На тракторах серии ХТЗ-150К теперь устанавливается более современный пятисекционный гидрораспределитель, а на серии ХТЗ-170 изменения более радикальные — установлена объединенная гидравлическая система с общим маслобаком емкостью 90л, которая обеспечивает работу рулевого управления, навесного устройства и отбор гидравлической мощности для агрегатируемых с трактором сельхозмашин.
Гидросистема тракторов серии ХТЗ-170 (рисунок 1):
1 – радиатор; 2 – насос-дозатор с приоритетом; 3 – рулевая колонка; 4 – рулевое колесо; 5 – гидрораспределитель; 6, 13, 14 – цилиндры гидравлические; 7 – охватывающие полу-муфты; 8 – клапан радиатора; 9 – фильтр воздушный (сапун); 10 – бак; 11 – кран; 12 – насос.
В новом маслобаке — удобный контроль уровня масла, предусмотрена защита от вытекания масла при аварийном обрыве шланга. Принудительное охлаждение масла снимает ограничение по времени работы как навески, так и редуктора ВОМ.
Для управления гидроцилиндрами навесного устройства и исполни-тельными механизмами, агрегатируемых с трактором машин, применен новый пятисекционный пропорциональный гидрораспределитель с механическим управлением (рисунок 2). Особенностью пропорционального секционного гидрораспределителя с обратной связью по нагрузке является возможность управления скоростью гидравлических исполнительных механизмов пропорционально изменению величины входного управляющего воздействия (смещению золотника от нулевого положения), в том числе при параллельной работе нескольких механизмов, независимо от изменения давления в гидросистеме. Другими словами, при пропорциональном управлении движение золотника обеспечивает плавное регулирование величины потока, поступающего в исполнительный механизм. Это дает возможность менять скорость гидроагрегата в широком диапазоне – от 2 до 80 л/мин. Таким образом, появилась возможность настроить каждую секцию на требуемый расход и реализовать параллельную работу нескольких исполнительных гидроагрегатов с заданной скоростью, в зависимости от требуемой скорости перемещения штока гидроцилиндра или вращения вала гидромотора, а также при малом проходном сечении питающей магистрали гидроагрегата, что ранее ограничивало возможность агрегатирования наших тракторов с импортными орудиями.
Рисунок 2 – Распределитель
1 – пломба; 2 – винт регулировочный; 3 – клапан предохранительный; 4 – дроссель; 5 – секция коммутационная;
6, 7, 8, 9, 10 – секция рабочая; 11 – секция напорная
Разработана электроуправляемая секция распределителя, для дальнейшего внедрения системы автоматического регулирования навесного устройства.
Для обеспечения надежности и долговечности гидросистемы применен современный шестеренчатый насос постоянной производительности до 98 л в мин с повышенным рабочим давлением.
В связи с применением маслобака повышенной емкости слева по ходу трактора, оба аккумулятора теперь располагаются справа, а подножки стали более удобными.
Новый гидрораспределитель устанавливается также на тракторы серии ХТЗ-150К и будет установлен на гусеничных тракторах Т-150 и ХТЗ-181.
На колесных тракторах серий ХТЗ-150К и ХТЗ-170 устанавливаются усиленные коробки передач, при этом на последних введен четвертый рабочий диапазон и увеличена максимальная скорость до 40 км в час в связи с пожеланиям потребителей.
Ряд теоретических (без учета буксования) скоростей тракторов серии ХТЗ-170 сведен в таблицу 1.
Таблица 1
Диапазоны
|
Скорость, км/час
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
|
I
|
3,6
|
4,3
|
5,0
|
5,7
|
II
|
7,2
|
8,8
|
10,3
|
11,9
|
III
|
11,5
|
13,5
|
16,0
|
18,1
|
IV
|
25,4
|
29,8
|
35,2
|
40,0
|
зх I
|
5,5
|
6,4
|
7,3
|
8,6
|
зх II
|
17,5
|
20,3
|
24,2
|
27,5
|
Дополнительный диапазон был введен специально для экономичной работы тракторов с современными скоростными орудиями.
Для обеспечения надежности и долговечности коробок передач при увеличении передаваемой мощности проведены следующие изменения кон-струкции:
Внедренные усовершенствования существенно повышают универсальность тракторов ХТЗ, значительно расширяют перечень агрегатируемых с ними машин и орудий, увеличивают производительность труда, снижают стоимость владения.